Предания старины далекой: свадебные обряды Калужского края

С исчезновением малых деревень в России, исчез и уклад жизни, обычаи, обряды, имеющие и глубокий смысл, красоту. Эти деревни, в основном, и были хранителями прекрасных, нужных обрядов, то, чего сейчас нам не хватает в нашей суетной, сумбурной жизни. В укрупненных сельских населенных пунктах и в городах этим обычаям не придавалось особого значения, а потом их совсем забыли, заменив их на современные и менее интересные порядки проведения свадебных торжеств.

Предания старины далекой: свадебные обряды Калужского края
Фото: "МК в Калуге"

Как проходили свадебные торжества в деревнях Калужской губернии, поделился с нами калужанин Николай Мальцев. Такие свадьбы проводились в Козельском районе.

Раньше, всё, начиная от сватовства, девичника и процесса проведения свадьбы было наполнено определенной символикой и глубоким смыслом, направленным на создание крепкой, трудолюбивой, многодетной семьи, где царили любовь, забота и уважение ко всем ее членам. Особым почетом пользовались старики.

«Вырос я в многодетной деревенской семье, в которой старше меня были мои три сестры на «выданье». Поэтому весь обряд сватовства и свадьбы моих сестер происходил на моих глазах, тогда еще подростка. Это запомнилось мне на всю жизнь», - поделился Николай.

Сватовство или сговор

Сватать девушку приезжала целая делегация в составе родителей жениха, авторитетных близких родственников и главного лица самого процесса сватовства - свахи. Сваха была главной фигурой, обладающей чувством юмора, красноречием, силой убеждения.

Разговор начинала именно сваха. Как правило, она представляла жениха в качестве купца, ищущего товар. Всё это сопровождалось юмором, приводящим к положительному результату. После чего мать невесты снимала икону Пресвятой Богородицы и ею благословляла молодых. Далее разговор принимал деловой характер. Обсуждались дата проведения свадьбы, обязательно, не в пост, количество гостей со стороны жениха и невесты и другие моменты.

Фото: "МК в Калуге"

Девичник

За день до свадьбы в доме невесты собирались её близкие подруги. Пели песни, стены украшали рушниками, вышитыми руками невесты. В деревнях девочки уже с 5-6 лет начинали учиться вышивке, в том числе, на рушниках. Особым интересом пользовались рушники в подарок жениху, свекру, свекрови, его родным, дружку. К свадьбе обычно девушки имели в своем приданом до 30 рушников. Подруги наряжали букетами цветов из цветной бумаги небольшую ёлку – символ крепости и нерушимости семейного очага. Эта елка должна была храниться долгое время до засыхания у дружка. Эти девушки будут подружками невесты на свадьбе.

Фото: "МК в Калуге"

Поезжане

Люди (поезжане), в состав делегации которых обязательно включалась крестная мать невесты, уполномочены были за день до свадьбы свезти в дом жениха приданое невесты с постельными принадлежностями, чтобы вечером первого дня свадьбы постелить для молодых постель. Перину делала крёстная мать невесты и сваха. Мероприятие было праздничное, сопровождаемое угощением и веселыми песнями, танцами и плясками.

Свадьба

Начиналась свадьба в доме жениха. Формировался свадебный поезд в следующем порядке: первый экипаж для жениха, невесты и дружка жениха, Дружка выбирали из друзей жениха, наиболее ответственного, знающего порядок проведения свадеб. Ему повязывали красивый рушник через плечо. Второй экипаж был для родителей жениха, а потом и невесты, свахи и поддружья – второго лица, ответственного за проведение свадьбы, крестного отца и крестной матери жениха. Остальные гости рассаживались в свободные экипажи. Кони экипажей украшались бумажными цветами, в гривы и хвосты вплетались разноцветные ленты, на дуги вешали валдайские колокольчики и вышитый рушник. Крестная мать жениха лошадь первого экипажа накрывала цветной материей. Часто лошадь первого экипажа кормили овсом, смоченным водкой, для резвости. В таком порядке свадебный поезд направлялся в дом невесты, где их уже с нетерпением ожидали.

Фото: "МК в Калуге"

Первая часть свадьбы – в доме невесты

В доме невесты родители, их родственники и гости в ожидании жениха и его свиты, дверь в дом держали на запоре. Так надо было, чтобы невесту не украли, и, конечно же, чтобы получить за невесту выкуп.

Свадебный поезд подъезжал к дому невесты, коней ставили к коновязям, но в дом войти не спешили, а устраивали веселье под аккомпанемент гармоней (их было не менее двух). И только потом, объявив, что купец прибыл за товаром, стучали в дверь. Подружки невесты начинали торг, выражая сомнение в том, что хорош ли купец, с руками и ногами, не кривоват, не косолап, имеет ли деньги на выкуп? После этого, дверь открывалась, принимался выкуп за невесту, Дружка и поддружье обвязывали рушниками и гостей рассаживали за столы в определенном порядке. Руководил этим дружок и его помощник – поддружье. В Святой угол, к невесте, накрытой фатой, сажали жениха, справа от них - родителей жениха, крестных отца и мать, сваху. С левой стороны от жениха и невесты сажали родителей невесты, её крестных отца и мать. Остальные гости рассаживались на свободные места. За столом не сидели родственники, ответственные за приготовление угощения. Дружок и поддружье, смотрели за тем, чтобы у гостей постоянно были наполнены бокалы стаканы с хмельными и не хмельными напитками. Не было на столе пустой посуды, своевременно подавалось угощение. Следили и за поведением подвыпивших гостей.

Величание молодых

В день свадьбы в дом мог зайти любой человек, в том числе женщины, которые в процессе проведения свадьбы будут величать, то есть петь величальные песни. Величали не только жениха и невесту, но и другие супружеские пары, присутствующие на свадьбе под аккомпанемент трещоток. За это их одаривали небольшими суммами денег. Величальщиц, и всех, кто пришел посмотреть свадьбу, угощали спиртным и разными закусками.

Пляски с курицей и елкой

В ходе веселья, тостов за молодых и их родителей, хотелось бы отметить два момента. Сваха ловила заранее подготовленную и накормленную хмельной пшеницей курицу и пускалась с нею в пляс. Курица – это символ многодетной семьи. Курица перепуганная и хмельная орала благим матом и часто вырывалась из рук свахи и все присутствующие её ловили, создавая невероятный переполох, добавляя веселья уже подгулявшим гостям. В паре с ней плясал дружок, держа в руках елку и усиленно размахивая ею, чтобы её растрясти. Но подружки на девичнике очень старались и ёлку растрепать было практически невозможно. Елка являлась символом крепости семьи. Первый день свадьбы в доме невесты заканчивался отъездом уже перемешавшихся, придерживавшихся принципу «Ты меня уважаешь?» гостей в дом жениха, то есть в дом, где предстоит жить уже не невесте, а жене.

Фото: "МК в Калуге"

Отъезд и прибытие свадебн6ого поезда в дом жениха. Второй день свадьбы

Под звуки музыки, песен и веселый перепляс молодые и гости покидают дом невесты. Дружок и поддружье опять формируют заметно увеличившийся свадебный поезд. На передний экипаж, в котором поедут молодые, а управлять им будет дружок, к дуге, выше колокольчика прибивается ёлка. На втором экипаже ехали родители молодых, на третьем - крёстные родители, сваха с курицей и ближайший родственник, чаще младший брат с венчальной иконой. А перед этим, с этой иконой родственники невесты трижды обходят вокруг свадебного поезда. Остальные рассаживаются произвольно.

По пути следования обыватели перегораживают поезду дорогу и требуют «околичные» в форме выпивки и закуски. У входа в дом жениха молодых встречают хлебом-солью, посыпают зернами пшеницы (символ достатка в семье) и хмелем (символ веселой атмосферы в будущей семье). В дом заносят сначала венчальную икону и ставят её на иконостас, сажают молодых на почетное место – в Красный угол, рядом рассаживают родителей молодых, сваху и крестных родителей. В дом набиваются посторонние, чтобы посмотреть свадьбу и получить угощение со свадебного стола. А также женщины, которые будут величать молодых и другие семейные пары. Все происходит так же, как в доме невесты - пляски с ёлкой и уже заметно потрепанной курицей, песни, юмор, иногда не совсем пристойный. Но есть одна особенность. Дружок и поддружье обходят гостей «с чаркой». Они наливают в рюмки спиртное и предлагают выпить за молодых. Гости куражатся, пробуют спиртное на вкус и утверждают, что оно очень горькое и просят «подсластить». Молодые должны поцеловаться, гости утверждают, что все равно «горько». Так повторяется несколько раз, а иногда за них вступаются родители и подают пример как нужно целоваться, чтобы было сладко. При этом молодых одаривают подарками.

Фото: "МК в Калуге"

Утром на третий день молодые идут с ведрами за водой, а их подстерегают местные шутники. Они выливают воду из ведер и отправляют молодых повторно за водой. Это повторяется несколько раз и в разных местах, так, что вода доставляется в дом с большим трудом. В третий день молодые ходят с визитами к ближайшим родственникам.  

Тогда о крепости семьи, как ячейки общества говорили мало, но все делалось для того, чтобы эта ячейка была крепкой и не развалилась при первом, даже незначительном испытании.

Совет да любовь молодым!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру