История калужского журналиста: неизвестная жизнь известного Анатолия Артамонова

«Каждый человек должен оставлять след на земле»

История калужского журналиста: неизвестная жизнь известного Анатолия Артамонова
Фото: пресс-службы сенатора Анатолия Артамонова

Я родилась в Калуге, и вся моя жизнь связана с моей Родиной. Я – патриот. Мой город, моя область, моя семья, мой дом – я не мыслю без этого своей жизни. В школе училась хорошо, стремилась быть первой. В 18 лет поступила в университет и сразу пошла работать. Скорее хотелось быть студентом «при деньгах». Училась много, параллельно получая несколько профессий, и при этом умудрялась работать сразу в нескольких местах. Жизнь кипела. И так получилось, что жизнь привела в журналистику. Все начиналось в 2003 году. Тогда у руля области стоял Анатолий Артамонов. Как мне тогда казалось - строгий, великий и неподступный. Но мне в жизни выпало большое счастье - как работал Анатолий Дмитриевич, и как с ним расцветал мой родной регион, я знала не понаслышке, видела «от» и «до». Что делал этот человек для калужан, как удавалось строить заводы, возрождая села открывать новые фермы с коровами, и запускать в калужское небо самолеты, я знаю не с экранов телевизоров. Почти все 20 лет я шла рядом с Анатолием Дмитриевичем по городам, деревням, полям. Мы объездили всю область вдоль и поперек. Я была на всех объектах, выдела тысячи калужан, и могу рассказать об этом удивительном человеке, которым гордится весь Калужский регион, немножечко по-другому.

Надел резиновые сапоги, шапку потеплее и пошел с диктофоном и блокнотом в руках за губернатором. Это самая честная история из первых уст.

Человек-душа

Иногда слышала от жителей: «Да что он сделал? Все заводами обставил! Только о деньгах и думает!» Да! Верно, о благополучии калужан и думает. А разве прибыль от всех этих заводов не идет в бюджет нашей области? Разве просто так может регион позволить себе строить новые дороги, школы, сады, больницы, стадионы, университеты? Нет, конечно.

В каждый объект Анатолий Дмитриевич вкладывал свою душу, частичку себя. «Ну как же так? Почему сроки затягиваются? Слушай, я ведь так давно тебя знаю, ты – отличный строитель, столько вместе пережили. Просто помоги по-человечески! Я тебя, как человек человека прошу, это для нашей земли важно и для всех калужан», - не один раз приходилось слышать от губернатора, беседующего с подрядчиком на стройплощадке. На лице губернатора в этот момент совсем не было негодования, злости, а были только переживания. Он всегда находил нужные слова и его слышали все. Они шли и делали.

Приезжая в какое-то село или город, он первым делом шел общаться с людьми. Сидят бабушки на лавке, мамы гуляют с детьми, на заводе рабочие трудятся у станка. Сразу идет к ним. Расспрашивает о жизни, все ли удается, какие есть трудности? Люди откровенничали с ним. Если кому-то нужно было помочь, сразу же давал поручения своим советникам, те все записывали в блокнот. Больше всего мне нравилось, как Анатолий Дмитриевич относился к людям старшего поколения. «Ну как вы, мои хорошие?» - так приветствовал в деревнях старушек. Многие сразу жали ему руку, обнимали и целовали. Везде его принимали радушно.

Фото: из архивы Алевтины Шеляпиной

Журналисты, входящие в губернаторский пул (те, кто часто ездили с ним в рабочие поездки и потом писали об этом), между собой его ласково называли «папой». Он знал, что наш труд – не легкий. Весь день на ногах, зачастую не помнишь про семью и детей. Перерывов на обед не бывает, выходных и праздников - тоже, да и ночи зачастую без сна. Ты – на работе, и этим все сказано. Понимая это, Анатолий Дмитриевич всегда о нас заботился. «Ты почему без шапки?» - ругался он. У многих журналистов в машине с собой всегда лежали резиновые сапоги. Мы были приучены, что если едем с губернатором в районы, то придется идти в поля, там про туфли надо забыть. И так было часто. Его всегда волновало, не голодны ли мы. В поездках специально для нас всегда готовили обеды.

В один из холодных осенних дней на дамбе Яченского водохранилища мы ожидали приезд высокопоставленного чиновника из Москвы. Тот задерживался и все очень сильно замерзли. Мы – две коллеги – набрались смелости и зашли в одну из палаток погреться. Внутри стояли обогреватели и в воздухе витал аромат свежемолотого кофе. Мы налили себе по чашечке и встали к столику. Вдруг неожиданно в палатку вошел Анатолий Дмитриевич и с ним тот самый высокопоставленный чиновник из Москвы. Мы, честно, испугались. Увидев это, Анатолий Дмитриевич с улыбкой на лице подошел к банкетному столу, положил пирожные на блюдце и принес нам, сказав: «Угощайтесь». В такие моменты понимаешь, что это, в первую очередь, не чиновник, а простой, обычный, душевный человек, и галантный мужчина.

В поездках никогда не было разделений: вот ты - просто корреспондент, а я – губернатор. Мы всегда чувствовали себя с ним легко и уверенно. Ему можно было задать абсолютно любой вопрос и всегда получить достаточно развернутый ответ.

Что касалось работы, то его ответы всегда были четкими и без лишних слов. Писать новости и статьи о происходящем в Калужском регионе было одно удовольствие. И мы писали, писали очень много, все в деталях и мельчайших подробностях. Мои коллеги из соседних регионов мне всегда завидовали: «У вас такой классный губернатор! У вас такая активная жизнь в Калужском регионе! У вас столько событий, у вас столько поводов! У тебя столько классных новостей!» И это действительно так, я гордилась Калужской областью, гордилась нашим губернатором, гордилась своей работой.

Гордость Калужской земли

Невероятное чувство гордости я испытывала много раз. Но больше всего мне запомнилось открытие немецкого автозавода Volkswagen и запуск в работу обновленного аэропорта Калуга. Volkswagen для Калуги был первой ласточкой, которая прилетела с большой удачей в наш регион. Огромное, просторное предприятие с современным оборудованием. Тест-драйв красивых немецких автомобилей. И много-много гостей, съехавшихся в Калугу ради такого события. Среди них скромно стоял Анатолий Дмитриевич и с доброй улыбкой осматривал все вокруг. Я заметила, что он волновался. Позже губернатор мне рассказал, что ему с семьей пришлось 8 месяцев жить в бане, потому что свой служебный дом, он отдал руководителю этого предприятия, так как одним из условий было – предоставление коттеджа для постоянного проживания. Отказа со стороны губернатора не было, ведь была стратегическая задача – Volkswagen должен прийти в Калугу. Тогда мы даже и не могли предположить, насколько это для нас всех важно, что это событие станет толчком к открытию еще множества компаний с мировым именем. После этого, Калужский регион начнут называть «Новым экономическим чудом».

Я очень люблю летать, и когда в Калуге аэропорт не работал, всегда чувствовала обиду за свой край. Но когда в обновленном аэропорту приземлился первый огромный, шикарный самолет, все как рукой сняло. На душе была нереальная гордость за калужан, что у нас есть такой аэропорт, и что теперь города и страны, станут нам намного ближе. Я смотрела в этот момент на Анатолия Дмитриевича. И в его, и в моих глазах стояли слезы настоящего счастья. Именно это я испытывала в тот момент. Я понимала, что добиться всего этого удалось благодаря нашему губернатору. Как много он для нас сделал. По окончании торжественной церемонии была небольшая пресс-конференция, на которой, в первую очередь, журналисты спросили: «Куда из Калуги будут летать самолеты?» Всем невероятно хотелось начать летать из родного города.

Фото: из архивы Алевтины Шеляпиной

Таких теплых воспоминаний за мою журналистскую службу рядом с Анатолием Дмитриевичем очень много. И даже сейчас, уже работая в Совете Федерации, он нисколько не изменился. Я пришла к нему на интервью, а он первым делом, спросил: «Алевтина, как твои дела?» Разговор получился очень душевным и трогательным. Я поняла, что многому научилась у этого мужественного человека. Не смогла не поделиться, что прислушалась к его призывам по выполнению демографической политики. Теперь у меня трое деток, а старшая дочка учится на медицинском в нашем КГУ, за создание этого факультета хлопотал как раз Анатолий Артамонов. Он и до сих пор часто заезжает в университет, чтобы повстречаться со студентами и ректором.  Поражает, насколько этот человек чувствителен ко всему.

«С возрастом, наверное все люди становятся более чувствительны ко всему, и более сентиментальны, скорее всего это так. По крайней мере, по себе я это ощущаю», - поделился он со мной.

Сейчас, работая в Москве, он ни на один день не забывает о своей родной Калужской области.

О самом каверзном

На самом деле при последней встрече мне хотелось задать Анатолию Дмитриевичу скорее каверзные вопросы, ответы на которые любопытны многим. Так, например, его семья. Эта тема бесспорно всегда интересовала калужан.

Родился Артамонов в селе Красное Хвастовичского района, в простой крестьянской семье. Отец трудился ветеринаром, а позже взял топор в руки и стал плотничать, рубить деревянные дома. В семье было шестеро детей и прокормить всех было не так-то просто. А строительство давало более или менее приличный достаток.

«Родители – это те, кто самое главное в нас может заложить. Родители хотели, чтобы я хорошо учился и получил достойное образование. Они понимали, что если человек трудолюбивый, он обязательно добивается успехов», - продолжает Анатолий Дмитриевич.

Окончивший школу Толя планировал поступить в Бауманский, но судьба распорядилась по-другому. Поехал поддержать двоюродного брата в Москву в институт инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина. В итоге брат не поступил, а Толя был зачислен. Вуз закончил успешно, и нисколько в своей жизни о полученном образовании, не пожалел. Школа жизни – очень хорошая.

Фото: Анатолия Артамонова

Жену Анатолия Дмитриевича – Зою Иосифовну тоже знают все. Супруги воспитали дочь и сына. Историю своих детей Анатолий Дмитриевич рассказывал не раз. «Когда я был избран в 1996 году вице-губернатором, то всех своих собрал и сказал, что мое избрание для вас - самое большое несчастье. Больше я вам помогать не смогу. Никто из вас не сможет продвинуться по службе, пока я тут. Детям сказал, чтобы уезжали в Москву. До этого, окончив вузы, они начинали работать в Калужской области», - делился Артамонов.

Так и осели дети губернатора в Москве, подарив папе четверых внуков. Сейчас внуки уже взрослые, старшему - 28 лет. Несмотря на это, в семье существует добрая традиция – каждый год все собираются вместе кататься на горных лыжах. Это одно из самых любимых увлечений Анатолия Дмитриевича. Экстримом он заразил даже меня после того, как увидела его на спуске, адреналин в крови тоже взыграл. Но кататься начала не на лыжах, а на сноуборде. По экстриму сноуборд не уступает горным лыжам. Катаясь, часто вспоминаю слова Анатолия Дмитриевича. «Спортом нужно заниматься таким, чтобы голова отдыхала. По спуску на горных лыжах катишься, уверенно смотришь вперед, и сосредоточен, чтобы не упасть, и ни на кого не наехать, особенно на ребёнка, не приведи Господи. В этот момент о проблемах и работе вспоминать некогда», - так считает Артамонов.

И это правда помогает.

О здоровье и самом вкусном тоже поговорили. В свою бытность кто-то нам рассказывал, что Артамонов, приобщал своих подчиненных к здоровому образу жизни и утро перед совещанием началось в администрации с каши. Так и есть. Любознательность взяла вверх.

«Я всю жизнь утро начинаю с каши, она не обязательно может быть на молоке, как правило, на воде. Первое, что надо обязательно поесть – это каша», - признается Анатолий Дмитриевич. Из остального чаще придерживается рыбного меню. «Здесь предпочтение тоже меняется с годами. Если брать молодые годы, то мне очень нравилось картошку пожарить. Сегодня я не могу себе это позволить, если делаем картофель, то запекаем в мундире. Сейчас больше склонен к рыбе, и то не люблю, когда начинают изгаляться и добавлять какие-то приправы, так рыба становится   менее вкусной. Вот я вспоминаю, как мама рыбу жарила. Немного сливочного масла, с одной стороны обжарит и с другой до золотистой корочки. Вкуснятина необыкновенная, но надо с лучком. Вот так и делаем сейчас, мне очень нравится. Например, щи из кислой капусты, я тоже очень люблю», - говорит мой собеседник.

Интересно, что раньше в семье Артамонова всегда держали уток и гусей. И традицией считалось запечь эту птицу к празднику. Своих домашних Анатолий Дмитриевич научил готовить утку с медом. И далее, когда в Калужский регион приезжали разные делегации и инвесторы, всех угощали на обед уткой. В результате, утка уже никак не воспринимается. «Вот правда говорят, что хлеба и картошки переесть нельзя, а вот утку - можно. Если бываю в ресторане, то утку никогда заказывать не буду», - смеется Артамонов.

Все дело в трудолюбии

У Анатолия Дмитриевича многому стоит поучиться. Всегда удивлялась его активности, высокой работоспособности, мудрости. Как-то нашим журналистским пулом мы вместе с губернатором поехали в дальние районы области – Кировский и Людиновский. Мы выехали все на одной машине в 5 утра, а вернулись в Калугу около 2-х ночи. За день мы посетили 4 предприятия, открыли овощной комплекс и стали участниками крупного совещания. Утром я не могла встать от недосыпа и усталости. Жутко болели ноги. А Анатолий Дмитриевич уже в 8 утра проводит в правительстве новое совещание. Мы все удивлялись: «Как? В чем секрет такой активности?» Пресс-секретарь главы региона Настя Турта так и говорила, что самый часто задаваемый ей вопрос про губернатора: «Где взять такую же волшебную таблетку?» Сейчас Артамонов трудится в Совете Федерации, не забывает родной Калужский регион и взял кураторство над Кисловодском. Как везде можно успеть?

Оказывается, все дело в большой любви к своей работе, к своему делу, к своему краю и людям. «Я сторонник такого подхода в жизни, что каждый человек должен оставлять след на земле. Я могу просто сказать, что можно приходить на работу, отсидеть до 18-ти и уйти, а завтра опять прийти. А потом пройдет год, 2, 3, а что ты можешь показать? Что в результате твоей деятельности появилось на земле? Ничего! Это всё забудется. И поэтому здесь, в Калужской области и, допустим, в том же Кисловодске, надо чтобы что-то появилось, чтобы ты сам перед собой мог отчитаться: вот тут я руку приложил», - сказал мне Артамонов.

Фото: Анатолия Артамонова

У Анатолия Дмитриевича была заветная мечта, и о ней все знали. Выйдя на пенсию, он мечтал завести большой фруктовый сад. И выращенный в нем урожай отвозить в столовую администрации, угощать коллег. Мечта сбылась, только выйти на пенсию не получилось. Человек отдает себя работе, и далее заботясь о своей родной земле. Выращенные яблоки, груши по несколько ящиков везет каждый раз своим коллегам в Совет Федерации. Но стремиться к большему и не перестал. Теперь мечтает создать собственный питомник по выращиванию саженцев лип. Молодые липы калужский сенатор будет привозить с собой в школы и высаживать вместе с детьми. «Эту мечту я хочу осуществить. Подсчитал, что тысячу лип в год смогу высаживать. Может быть, память обо мне останется», - душевно улыбаясь говорит Анатолий Дмитриевич.

Основа будущего родного края

На 20 лет своего руководства Калужской областью часто оглядывается и ни о чем не жалеет. Родной регион расцвел и стал одним из перспективных в стране. «Я ни в своей жизни ничего не хочу менять, ни в том, что делал. Мне кажется, все-таки нам удалось сделать достаточно много того, что заложило основу нашего будущего в области. И это даже речь не о каких-то материальных ценностях, каких-то объектах, дорогах, и так далее. Мы в большой степени поменяли психологию людей. Моя мечта всегда была и будет, и я абсолютно уверен, что так и должно быть – каждого человека научить работать. Чтобы он смог научиться жить самостоятельно. У нас с каждым годом растет потребность в техническом образовании. В учебные учреждения стали люди приходить, получать рабочие профессии. Качество жизни на селе и в городе стало меняться. Когда я приезжал в село, я видел, какие люди одухотворённые, я с ними вставал с удовольствием в один ряд. Это главное. Ведь моя главная цель – сделать Калужскую землю такой, чтобы на ней хотелось жить и работать», - сказал с уверенностью Артамонов.

Так мы с Анатолием Дмитриевичем и проговорили за чашкой чая 1,5 часа. На самом деле время пролетело незаметно. Воспоминаний и общих тем, как всегда, было очень много. Уходить не хотелось. Хотелось все говорить и говорить с этим удивительным человеком. И на душе вольно или невольно испытываешь гордость, что ты лично знаком с ним – с «Гордостью Калужской области».

Закончить нашу встречу захотелось чем-то теплым и душевным. Я спросила: «Анатолий Дмитриевич, а какое ваше самое теплое воспоминание в жизни?» Ответа долго ждать не пришлось. Он его знал: «У меня самые теплые воспоминания - запах теплого хлеба и топленого молока в моем родительском доме. Моя мама всегда пекла хлеб в русской печи. Меня этот запах встречал каждый раз, когда я приезжал к маме…»

 

Написано по воспоминаниям главного редактора "МК в Калуге" Алевтины Шеляпиной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру