"Посиделки у бабушки Пелагеи": что можно на Успеньев день

Мы снова открываем нашу постоянную рубрику "Посиделки у бабушки Пелагеи". В этой рубрике мы рассказываем о народных обычаях, преданьях далекой старины, праздниках, интересных приметах, в который верит русский люд.

Сегодняшняя наша встреча посвящается Успеньеву дню ( 28 августа) или в народе он именуется Спожниками. Рассказывает бабушка Пелагея.

"Посиделки у бабушки Пелагеи": что можно на Успеньев день
Фото: архив "МК в Калуге"

"Хорошо, если Спас на полотне (Нерукотворный Образ Иисуса Христа), а хлебушко – на гумне!" - говорят на деревенской Руси.

Время с 15 по 29 августа слывет в народе под названием молодого бабьего лета. "Спожничать" - кончать жатву, дожинать хлеб. До Успенья полагалось по установленному и незапамятному обычаю успеть дожать последний сноп в озимом поле. Некоторые народоведы ведут название его от "Госпожи", то есть "Владычицы" (Богородицы).

По стародавнему народному изречению – "С Успенья солнце засыпается". Потому и говорит деревенский опыт, что: "До Успенья пахать – лишнюю копну нажать!" Такая народная примета в редких случаях не оправдывается и на деле. Акулина, тетушка,

Тяжела работушка.

Все покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

Закончив жатву, женщины приговаривали: "Кто пахал – тому силку, а кто сеял – тому две, а кто жал – тому все".

По старинному русскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть не срезанных колосьев, перевязывали их лентой – "завивали бороду" , приговаривая: "Дай Бог, чтобы на другое лето урожай был хороший!"

По окончанию жатвы поздравляли друг друга:

Ох, и слава Богу,

Что жито пожали!

Что жит о пожали

И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А с печи пирогами.

Во многих русских селениях последний сноп хранился до Нового года.

Успенье – окончание жатвы, складчины, братское пиво.

На Спожники по деревням устраивали "мирскую складчину", варили "братское пиво", пекли праздничные пироги из новой муки, в гости созывали всех родных и добрых соседей – "пировать Успенщину".

На Успенье деревенская Русь святила новый хлеб – каждый добрый хозяин приносит с собой свежеиспеченный каравай нового хлеба, разговлялись, прежде всего, хлебом. Остатки каравая тщательно завертывали в чистую холстину и клали под образа, кусочками его пользовались болящие, твердо веря в целебную силу "Божьего благословения". Считалось большим грехом уронить хотя бы малую крошку на пол! Было принято не засылать сваток раньше как через две недели после Спожинок.

29 августа Третий Спас, ореховый.