Что останется калужанам в случае ухода LafargeHolcim

Что останется калужанам в случае ухода LafargeHolcim
Фото: завод LafargeHolcim в Ферзиковском районе Калужской области, пресс-службы калужского правительства

Крупнейший в мире производитель стройматериалов LafargeHolcim в конце марта заявил, что уходит из России. Швейцарский производитель уходит с российского рынка из-за событий на Украине. Под закрытие должен попасть завод в Ферзиковском районе Калужской области. Ситуация до конца не ясна. Чуть позже после этого заявления, появилась информация, что калужский завод все-таки продолжит свою работу. Глава администрации Ферзиковского района Алексей Волков заявил, что завод продолжит свою работу, даже несмотря на возможную смену собственника. Холдинг приступил к процессу изучения вариантов продажи российских активов и этот процесс займёт длительное время. Если и произойдёт смена собственника, то это никак не повлияет на работу завода в Калужской области и взятые им обязательства.

Калужская область должна была стать российской витриной локализации. Власти региона создали идеальные условия для иностранных инвесторов: долгие годы активно развивали инфраструктуру, строили дороги, одалживаясь при этом у Внешэкономбанка, предоставляли налоговые льготы. Иностранцы должны прийти всерьез и надолго, чтобы заморские инвестиции трансформировались в местные налоги и зарплаты. Но, к сожалению, не все инвесторы продемонстрировали добросовестный подход к бизнесу в том месте, где их приняли, как своих.

Реальное отношение иностранцев к региону четко проявилось с началом режима введения санкций. В автомобильном кластере большие проблемы, 18 предприятия ушли в простой. Работники отправились по домам. Рынок сжался, комплектующих нет. Volkswagen и Volvo остановились. Калуга невольно стала «побратимом» Детройта:  когда во время кризисов в американском автограде встают автогиганты.

Производитель шин Continental тоже объявил было о прекращении производства, но потом возобновил его. Компания хочет избежать многомиллионных исков. Дело в том, что шины Continental поступают на конвейеры российских заводов, входя в первичную комплектацию ряда моделей. И если контрактные поставки будут нарушены, с шинников могут спросить по полной.

Понятно, что санкции – ситуация чрезвычайная, форс мажор. Но ведь Минпромторг России, давая добро на проекты по локализации, ставил непременное условие: автогиганты должны были создать устойчивую сеть субпоставщиков на месте.

Почти 15 лет назад в Калужскую область пришла группа компаний LafargeHolcim – крупнейший в мире производитель строительных материалов. Область и международный холдинг, кажется, нашли друг друга. От области – льготные условия строительства инфраструктуры, зеленый свет при выдаче разрешительной документации, квалифицированные кадры. А, главное – право на разработку уникального месторождения «Борщевское» в Ферзиковском районе. От компании предполагалось получить новые рабочие места, поступления в бюджет, участие в социально-экономическом развитии региона. Взаимные ожидания были скреплены соглашением с областью, в котором были зафиксированы обязательства каждой из сторон. Казалось, что партнер с почти двухсотлетней историей бизнеса будет надежен и нерушим, как знаменитый на весь мир «лафаржевский» цемент.

Lafarge активно начала разработку Борщевского месторождения. Согласно формулировке самой компании, месторождение «снабжает завод высокочистыми известняками и оптимальными по составу глинами». Правда, разработка началась без согласованного техпроекта и оформленного землеотвода. Тогда природоохранная прокуратура сразу забила тревогу.

Проверки Росприроднадзора выявляли факты сброса сточных вод в местные водоемы с Борщевского месторождения и завода в Ферзиковском районе с превышением содержания загрязняющих веществ. Впрочем,  калужанам не следует считать себя какими-то особыми. Подобная практика – для Лафаржа не новое. Так, например, на своем заводе в Саратовской области компания сбрасывала в Волгу нефтепродукты. Проверка выявила превышение нормы содержания вредных веществ в 10 раз.

Несколько лет назад компания устроила показательный экологический прорыв. На заводе в Ферзиково внедрена технология по использованию альтернативного топлива. Так руководство холдинга решило сэкономить природный газ. Намерение на словах красивое. Но стоит учитывать, что часть налогов уходит по месту прописки холдинга – в Московскую область. Всего у Lafarge в России 3 завода, при этом Ферзиковский – ключевой генератор прибыли компании. Однако вся прибыль от его деятельности идет в Москву. При этом, когда компания получала лицензию на разработку Борщевского месторождения, одним из условий ставилось обязательство зарегистрировать предприятие на территории Калужской области.

В реальности получается, что иностранный холдинг эксплуатирует отечественные недра. И не стоит забывать, что в марте компания все-таки публично заявила, что и вовсе покидает российский рынок, поддержав режим санкций с гордо поднятой головой, прибылью и невыполненными обязательствами. Что будет если это действительно произойдет? Что останется калужанам после такой активной деятельности?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру