- Президент поручил предприятиям ОПК выйти на уровень оборонной и гражданской продукции «50 на 50». На каком этапе сейчас находится диверсификации производства? С какими трудностями приходится сталкиваться при конверсии? С этими вопросами мы обратились к исполняющему обязанности директора департамента оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и торговли РФ Станиславу Костыреву.
- Министерством промышленности и торговли РФ осуществляется комплекс мероприятий по диверсификации производства ОПК в направлении выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
В 2019 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме промышленной продукции, выпускаемой организациями ОПК, по оценке, составила 24,1%, при сохранении положительной динамики производства в целом. Так что, сегодня мы идём опережающими темпами. Напомню, к 2020 году ставилась задача по достижению доли в 17%, в 2025 и 2030 годах — 30 и 50%, соответственно.
Чтобы выдерживать набранный темп, мы сформировали приоритетные проекты организаций ОПК, направленные на увеличение выпуска гражданской продукции. Это и НИОКР, и проекты по освоению серийного производства, и проекты непосредственно по увеличению выпуска гражданской продукции, — практически 500 программ.
Проекты серийного производства и высокой степени готовности формируются и дополняются в электронном каталоге промышленной продукции в государственной информационной системе промышленности. Сейчас в электронном каталоге имеется порядка 417 тысяч номенклатурных позиций, производимых организациями ОПК. Это продукция различного применения, начиная от транзисторов и заканчивая сложной медицинской техникой и оборудованием.
По отдельным приоритетным направлениям сформированы отраслевые каталоги продукции: медицинское оборудование, радиоэлектронное оборудование и продукция для топливно-энергетического комплекса. К примеру, каталог по медтехнике содержит подробную информацию по медицинским изделиям в разбивке на наркозно-дыхательное, неонатальное, респираторное, реанимационное оборудование, а также на оборудование для кардиологии, хирургии, офтальмологии, диагностики.
В области экологической безопасности также сложились отдельные компетенции. К примеру, такая продукция, как газоанализаторы, солнечные коллекторы, установки для очистки вод, а также комплексные решения по переработке твердых коммунальных отходов и другое.
Важнейшим для нас вопросом является приоритет отечественного продукта в госзакупках. За прошлый год мы обеспечили приоритезацию закупок радиоэлектронной продукции по цене в 30%, по отдельным продуктам расширили круг участников в 15%.
Уже сейчас предприятия ОПК готовы предложить комплексные решения, направленные на повышение качества жизни граждан нашей страны. Речь, в том числе, о таких проектах, как создание многоуровневой интеграционной платформы интеллектуально-транспортной системы, системы бережливого освещения, продвижение и развитие туристических систем. В части ЖКХ и ТКО предприятия ОПК готовы предложить производство умных электросчётчиков, систему водоподготовки, лакокрасочную продукцию и коммунальную технику, а также решения для создания комплексов обработки и утилизации отходов.
- Какие существуют меры господдержки для облегчения перехода на гражданскую продукцию?
- В настоящее время инфраструктура диверсификации ОПК в целом сформирована. Она включает как общесистемные, так и специально разработанные инструменты.
Но от года к году мы трансформируем наши механизмы или создаем новые, ориентируясь на потребности организаций.
К ключевым мерам государственной поддержки относятся:
¾ предоставление Внешэкономбанком и с 2020 года кредитными организациями льготных кредитов на осуществление проектов по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее — ПГН и ПДН);
¾ финансирование Фондом развития промышленности инвестиционных проектов, направленных на производство высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК.
В 2019 году спрос на наш совместный с ФРП механизм поддержки вырос в 2 раза. Всего профинансировано 68 проектов на сумму 19,2 млрд руб., одобрен 81 проект на 23,5 млрд руб.
На этот год совместно с Минобрнауки мы запланировали запуск нового механизма поддержки, а именно: создание «Инжиниринговых центров по диверсификации». С ВЭБ РФ и кредитными организациями усовершенствовали механизм для стимулирования спроса на закупку продукции у ОПК.
Кроме того, реализуются меры поддержки развития производства гражданской продукции по соответствующим отраслям.
В частности, для развития гражданского авиастроения в трёхлетнем бюджете заложено финансирование на поддержку лизинговых программам приобретения самолётов и вертолётов, их пост продажное обслуживание и на сертификацию бортового оборудования.
В целях развития электронной и радиоэлектронной промышленности осуществляется поддержка проектов, направленных на создание конечной радиоэлектронной аппаратуры и аппаратно-программных платформ, и комплексов. Приоритетными видами продукции определены: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, системы интеллектуального управления, технологическое оборудование для радиоэлектронных производств.
- В отрасли мы наблюдаем все большую автоматизацию производства: цифровое проектирование изделия, создание его виртуальной копии. Какие есть проблемы и перспективы в цифровой трансформации?
В своём послании Федеральному Собранию президент РФ определил приоритет ускоренной цифровой трансформации реального сектора экономики. Ранее были поставлены задачи по обеспечению приоритетного применения российского ПО в организациях.
В настоящее время развитие отечественного ПО, с учётом реализуемых мер государственной поддержки, позволяет проводить активное замещение импортных решений. Уже сейчас автоматизированное проектирование изделий и инженерные расчёты на многих предприятиях ОПК проводятся преимущественно в отечественных программных средах. Ещё более активно организации применяют российские автоматизированные информационные системы управления предприятием и производством.
При этом, в ряде интегрированных структур ОПК отмечается применение неоднородного ПО. Отсутствие унификации стандартов обмена данными, единых протоколов информационного обмена негативно влияет на динамику обмена сведениями между конструкторскими бюро и производством.
В дальнейшем необходимо обеспечить единое информационное пространство для обмена конструкторской и технологической документацией, как в рамках одного предприятия, так и в интегрированных структурах и холдингах. Данный подход также целесообразно транслировать на отрасли в целом. Безусловно, такие решения должны создаваться на доверенных отечественных программных платформах.
Минпромторг России активно поддерживает развитие и внедрение отечественных программных продуктов. Для этого на конкурсной основе предприятиям ОПК предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по ускоренной цифровизации, а также для проведения высокопроизводительных вычислений, включая суперкомпьютерные технологии.