Во что наряжались калужанки

Во что наряжались калужанки
Фото: из личного архива Лидии Назаренко

В 21 веке - веке современных технологий, в супермаркетах и всевозможных бутиках появилась масса одежды для молодежи, да и для всех слоев населения. Современная мода диктует свои законы: порой встречаешь на улице молодых людей и не можешь понять парень это или девушка. Особенно выделяются девушки, похожие как капля воды друг на друга – это ботинки, темные брюки, оголяющие нижнюю часть ноги и куртка. Ну а о русской косе - девичьей красе - вести речь и вовсе не приходится.  Конечно, такое признание может вызвать бурю негодования у молодежи и возможно, у их родителей, поэтому просим заранее прощения у всех. В связи с этим решили рассказать о жизни наших предков, о семейных ценностях, во что они одевались в те, совсем еще недалекие  времена.

Гардероб наших предков был удивительно гармоничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда, либо волости. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека.

С изменением семейного положения менялся и женский костюм. Незамужние юные девушки одевались в рубахи. После вступления в брак в гардеробе женщины появлялась понева – самая древняя деталь. В калужском крае бытовали, как правило, распашные, не сшитые спереди поневы. Но иногда встречались и круглые юбки – глухие. Позднее их заменили юбки и сарафаны. В отличие от юбки, поневы шились из трех полотнищ. Поверх поневы одевался передник или занавеска. Он был одним из важных частей женского костюма, и его отделка была богаче по технике исполнения и по сюжетам вышивки.

Поневу со временем вытеснил более удобный наряд – сарафан. Сверху на сарафан надевали душегреи.

Фото: головной убор замужней женщины, из личного архива Лидии Назаренко

Вид головного убора обязательно соответствовал семейному положению женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами, лентами так, чтобы макушка оставалась открытой.

После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели две косы, укладывая их венцом на затылке. Обряд означал, что девушка нашла свою вторую половину для дальнейшего продолжения рода. Появиться с непокрытой головой  считалось большим позором и плохой приметой.

Существует предположение, что вышивкой и отделкой украшались те части костюма, через которые по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Они покрывали ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Женщины из богатых семей вышивали головные уборы богато – золотыми и шелковыми нитками.

Выходя замуж, женщины вышивали подол орнаментом с изображением деревьев. После рождения мальчика – конями, девочки – птицами.

Важной деталью костюма был пояс, он имел магическую силу, защищая владелицу от злых духов.

В народной одежде калужского края на протяжении столетий устойчиво сохранилось цветовое сочетание: красный, желтый, синий, зеленый.

Фото: украшение к народному костюму, из личного архива Лидии Назаренко

Поражает обряд расставания невесты с девичьей жизнью. А происходило это так. В самый разгар свадьбы ставился посреди зала стул, на который садилась невеста, одетая в свадебное платье, на голове фата. К ней подходила мать жениха, расчесывала косу невесте, делила ее на две части и заплетала уже две косы – символ образования новой семьи. Затем на голову невесты она надевала свой подарок – красивый платок, девушка становилась женщиной. Этот обряд вызывал у гостей не только умиление, но и слезы на глазах.

Ну а в нашем калужском крае есть молодежь, которая также стремится сохранить наши исконно русские традиции. Особенно большой популярностью пользуются "Колядки" на Святых вечерах после Рождества Христова и до самого Крещения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру