Начала писать в 70: неизвестную Лидию Ольшанецкую покажут в Калуге

31.07.2019 в 12:01, просмотров: 976
Начала писать в 70: неизвестную Лидию Ольшанецкую покажут в Калуге

В Калуге готовится персональная выставка работ Лидии Ольшанецкой – художника не громкого имени, но, как выяснилось, серьёзного дарования. Представительница известной московской творческой династии Файдыш-Ольшанецких-Крандиевских, Лидия Владимировна сумела найти свой индивидуальный творческий почерк. И самое удивительное, что сделала она только на восьмом десятке жизни!

В прошлом году калужане уже могли ознакомиться с творчеством Лидии Ольшанецкой – театрального художника, иллюстратора, живописца и графика.  Этим летом музей изобразительных искусств представит работы её мамы – Лидии Владимировны, женщины удивительной судьбы. Из-за своего дворянского происхождения, она не смогла получить образование в советском государстве, всю жизнь проработала секретарём.

“К преклонным годам бабушка вдруг стала чаще грустить,  рассказывает Марина Файдыш, внучка художницы, известный график. - Мама, чтобы как-то развеять её, предложила порисовать. Ведь в семье все имеют художественные способности! Ей купили всё необходимое, и Лидия Владимировна начала писать картины! Да какие!»

Марина Андреевна трепетно заботится о сохранении памяти своих родных. Именно она в 2017 м году подарила калужскому музею работы своей мамы Лидии Ильиничны Ольшанецкой, это и позволило сделать в Калуге персональную выставку подаренных работ. Теперь вот настала очередь для увековечивания имени бабушки.

Работа Л.В. Ольшанецкой "Свадьба дочери". 1975 г

“Творчество Лидии Владимировны Ольшанецкой не представлено в Интернете, -рассказывает Марина Файдыш. Но зато оно попало в книгу, посвящённую наивному искусству. Та была издана с подачи известного московского искусствоведа Виталия Пацюкова.  в Югославии очень маленьким тиражом, хранилась в семье в единственном экземпляре, затем пропала, что очень меня огорчает. Ведь творчество бабушки там представлено в чудесной компании таких видных художников, как Нико Пиросмани и Анри Руссо".

Марина Файдыш. Иллюстрация к книге С.Михалкова "Две тысячи первый год" 1960-70 гг

Сама художница и не надеялась на какой либо успех. Она писала для себя, щедро раздаривая свои работы друзьям, родным и даже простым почтальонам, которые приходили в дом. Но её дочь и внучка сразу поняли: графика хоть и выполнена в стиле наивного искусства, представляют немалую ценность. И не только для их семьи.

Данное направление только на первый взгляд просто и незамысловато. Чем-то напоминает детские рисунки. На самом деле нужен большой талант – соединить в одном высокое художественное исполнение и, действительно, чистый, незамутнённый взгляд ребёнка. Или же всего человечества. Ведь истоки наивного искусства лежат, в том числе, и в наскальной живописи первобытных людей.

Лидия Владимировна Ольшанецкая творила всего пять лет своей жизни. Когда она начинала, ей было семьдесят. Художница успела не многое – запечатлеть уютный интерьер, который окружал её в те годы. Натюрморты с цветами. И то ли фантазии, то ли воспоминания – свидания у реки, незамысловатые пейзажи и силуэты кавалеров и барышень. Романтическое дамское творчество. Которое стало достойным продолжением большой творческой традиции. Его калужане смогут увидеть 8 августа.

Жизнь семьи Файдыш-Ольшанецких-Крандиевских тесно связана с Калужским краем. До сих пор в Тарусе находится их творческая дача. Где находят вдохновение художники этого рода.

Скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский за работой над бюстом К.Э.Циолковского