Память на века: оперная дива Евлалия Кадмина в истории Калуги

19.12.2018 в 11:13, просмотров: 470

На сайте "Культурный след" запущен конкурс идей новых достопримечательностей для городов России. Человек любого возраста, образования и места жительства может оставить свой след в жизни родного города в виде проекта культурного значения. Юношеский пресс-центр МЭШДОМ из Калуги предлагает установить мемориальную доску и арт-объект в память о великой оперной певице Евлалии Кадминой.

Память на века: оперная дива Евлалия Кадмина в истории Калуги
subscribe.ru

Прекрасная незнакомка – так могли бы охарактеризовать Евлалию Кадмину большинство калужан. Каждый день они проходят по центру Калуги мимо дома № 42 на улице Кирова и не подозревают о том, кто в нём родился. Никаких опознавательных знаков, таблички с именем Кадминой - ничего… Между тем, в Харькове, где закончила свой жизненный путь певица, о ней помнят до сих пор, чтят её память и считают одной из ключевых фигур в истории культурной жизни города.

Ей посвящали стихи поэты. Пётр Ильич Чайковский передал свои чувства к молодой певице в романсе "Страшная минута" и специально для неё написал партию Леля к опере "Снегурочка". Иван Тургенев, находясь под сильным впечатлением от истории гибели Евлалии, написал свою последнюю повесть "Клара Милич»" - духовное завещание читателям, на ту же тему писали и другие известные авторы. Свой первый напечатанный рассказ "Последний дебют" - юнкер Александр Куприн, Николай Лесков - рассказ "Театральный характер". В 1887 году в Московской консерватории была учреждена стипендия имени Евлалии Кадминой.

subscribe.ru

Евлалия родилась в Калуге в купеческой семье и должна была вырасти девушкой прагматичной, с деловой хваткой. Однако отец замечал, что его дочь не вписывается в провинциально-обывательскую атмосферу Калуги. Чтобы обеспечить хорошее будущее любимой дочери, Кадмин отправил ее учиться в Москву в Институт девиц благородного звания. Девушки, заканчивающие этот институт, в будущем обычно становились гувернантками. Но эта стезя была совсем не для Евлалии.

Фото: отделения СМИ МЭШДОМ, подразделения Центра "Созвездие" Калуги

На одном из таких творческих вечеров в институте присутствовал известный по тем временам музыкант Николай Рубинштейн. Кадмина выступала с сольным номером. Голос у девушки был по-настоящему необычный и завораживающий. Рубинштейн убедил ее связать свою жизнь с музыкой и помог поступить в Московскую консерваторию.

Кадмина обладала уникальным голосом - меццо-сопрано и контральт, самым низким женским голосом. Зачастую ей даже приходилось играть мужские роли. После окончанияконсерватории Кадмина заключила контракт с Большим театром. Завораживающий голос молодой артистки покорил Москву буквально с первых спектаклей. Чайковский говорил: «Смотря на мастерскую игру молодой певицы, слушая ее глубоко прочувствованное пение, никак не верилось, что это была артистка, еще впервые появляющаяся на подмостках публичного театра".

Но все шло не так, как хотелось амбициозной певице. Контракт с большим театром не был оправдан: вместо обещанных 55 спектаклей за один театральный сезон ей дали только 30 за два. Из-за этого ей пришлось переехать в Петербург, в котором все уже были наслышаны о таланте Евлалии. Однако в северной столице, кроме толпы фанатов, Кадмину ждали слухи, которые распускали местные журналисты. Не желая терпеть такого давления, оперная дива решила уехать из России.

По совету Рубинштейна, она переехала в Италию. Там выступала с большим успехом в крупнейших театрах Неаполя и Милана, но вынуждена была исполнять партии сопрано, губительные для её низкого от природы голоса. К тому же, в Италии мало ценился драматической талант: обращали внимание только на качество звукоизвлечения. А Кадминой только петь было мало. Она хотела проживать свои роли и прекрасно умела это делать.

Мятежная Евлалия отправилась сначала в Киев, а потом в Харьков. Зрители восторженно принимали её везде. Толпы фанатов буквально носили артистку на руках. Но проблемы с голосом снова дали о себе знать. Поэтому режиссер драмтеатра в Харькове предложил ей попробовать себя в качестве драматической актрисы.

Как исключительно талантливый человек, Кадмина и в этом направлении тоже добилась признания. Но крупных пьес не было - все проходные, и это задевало самолюбие Евлалии. В этот сложный момент она столкнулась с любовной драмой, приведшей к трагедии.

Она познакомилась с ветреным офицером и совершенно потеряла от него голову. По слухам, он постоянно изменял ей. Но Евлалия продолжила играть и не обращала внимание на сплетни. Но однажды на её спектакль пришел тот самый офицер со своей новой женщиной. Евлалия заметила его со сцены. Она стойко отыграла первое действие, а во время антракта заперлась в своей гримёрке и выпила яд. Кадмина вышла на сцену после антракта, но продолжить игру уже не смогла, потеряла сознание и упала прямо на сцене.

Харьков был потрясён. Поклонники молились о выздоровлении своей любимицы. Врач предлагал Евлалии противоядие, но она отказалась жить дальше. После шести дней агонии певица скончалась...

subscribe.ru

Евлалия Кадмина была натурой беспокойной и неоднозначной в своих поступках. Впрочем, как и другие исключительно одарённые люди. Во многом она опередила своё время, добиваясь живости и убедительности в исполнении ролей на сцене оперного театра. К ее поступкам можно относиться по-разному, но не восхищаться ее талантом - невозможно.

Съёмочная группа пресс-центра МЭШДОМ создала короткометражный документальный телефильм о Евлалии Кадминой. История несчастной Евлалии - путь "кометы дивной красоты", начавшийся в Калуге.

Фото: отделения СМИ МЭШДОМ, подразделения Центра "Созвездие" Калуги

Авторы проекта хотят установить на доме №42 по улице Кирова в Калуге однотонную мемориальную доску и арт-объект. Прочитать его описание и проголосовать можно тут. Благодаря возможной реализации проекта калужане смогут прикоснуться к истории своей великой землячки. Это важно: человек жив, пока жива память о нем.

Статья подготовлена Ладой Алимовой и Викторией Кораблевой, учащимися отделения СМИ МЭШДОМ, подразделения Центра "Созвездие" Калуги. По материалам издания Корифеи русской и зарубежной сцены.