Мы снова открываем нашу рубрику «Посиделки у бабушки Пелагеи». В этой рубрике мы рассказываем о народных обычаях, преданьях далекой старины, праздниках, интересных приметах, в который верит русский люд. Очередные наши посиделки посвящены празднику Красная Горка. Рассказывает бабушка Пелагея:
«Сегодня, дорогие мои, разговор у нас пойдет о православном празднике, который заканчивает славную Светлую Седмицу - Красная Горка. Первое воскресение после Пасхи носит название Красная Горка. С этой Седмицею от дедов и прадедов идут к нам в народ особые обычаи, свои поверья, свои вещие слова крылатые, отделяющие нас от седой были повитых мраков веков.
На протяжении всей пасхальной недели православные христиане семьями шли в храмы, а после литургии забирались на колокольни и били в колокола. Колокольный звон считался исцеляющим и люди свято верили в это, особенно радовались ребятишки: праздничный колокольный звон раздавался во многих храмах одновременно, создавая незабываемую радость о Воскресении Христовом.
Природа пробуждается от зимнего сна, обновляется, это совпадает по глубинному смыслу с радостью воскрешения к новой жизни, которая заключена в празднике Пасхи. Поэтому был так любим народом этот праздник, поэтому так радостно, щедро звонили в колокола. У многих была такая возможность испытать наслаждение от живого звучания колоколов, которые сопровождали жизнь наших предков во всех городах и весях, во всех горестях и радостях.
Первое воскресенье после Пасхи носит название Красной Горки. Этот день всегда считался счастливым для вступающих в брак, поэтому Красная Горка еще называлась «девичьим праздником». А в некоторых местах «кликушным воскресеньем», в этот день ходил народ к домам молодоженов и «окликали молодых», а они выносили по стопочке и яйцу.
Название Красная Горка известно многим людям по всей России. Оно знаменует весну с красным солнышком, с весною-красною (красивою), в разных областях праздник назывался по-разному, но везде Красною Горкой называлось весеннее время удобное для свадеб.
Вторая неделя после Пасхальной называлась Фоминой. Совершается она по вторникам после Красной Горки. Это связано с тем, что лишь апостол Фома из всех апостолов не поверил, что Господь Иисус Христос воистину воскрес. Но на восьмой день, когда Иисус Христос явился апостолам, Фома, коснулся его тела и ран, уверовал.
Во вторник Фоминой недели отмечается один из главных родительских дней – Радуница. В этот день люд крещеный «с покойничками христосуется», разнося покойным радостную весть о Светлом Христовом Воскресении. Этот день знаменуется пословицей: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». Что означает – с утра люди работают в поле, днем обязательно ходят на кладбище, а вечером веселятся. Вся деревня выходила на кладбище к могилам родных и близких. Женщины причитали, было принято делиться едой с покойными, оставляли крашеные яйца и кусок кулича.
Зачастую поминовение родителей продолжались и в другие дни недели дома. В течение всей Фоминой недели многие хозяйки, приверженные к доброй старине, оставляли на ночь на столе кушанья в полной уверенности, что «покойнички» заглядывают в свои прежние жилища – повидаться со средниками, памятующими о них.
Закликание весны начинается с Красной Горки, с него же начинают играть в горелки, а когда начинают распускаться листья на деревьях, начинают водить хороводы.
Эх, на горушке роща,
Эх, на горушке роща,
Березовая да,
Березовая да.
Эх, и ты стой, моя роща,
Эх, и ты стой, моя роща,
Стой, не расцветай да,
Стой, не расцветай но!
С праздником!»